Куйбышевская железная дорога пролегает от Подмосковья до Урала, связывая центр и запад России с крупными регионами Урала, Средней Азии, Сибири и Казахстана. Дорога представляет пролегающие с Запада на Восток две параллельные линии. Дорога обслуживает: Татарстан, Мордовию, Рязанскую, Пензенскую, Башкортостан, Тамбовскую, Ульяновскую, Оренбургскую, Самарскую и Челябинскую области. Протяженность железнодорожных путей составляет 11502.5 км, в том числе главных - 7234.8 км.
Клиентами дороги являются крупные автомобильные заводы - в Тольятти (АвтоВАЗ), Ульяновске, Елабуге, Набережных Челнах. Пятая часть отправляемых в стране нефтепродуктов и каждый третий автомобиль приходятся на Куйбышевскую железную дорогу. Управление Куйбышевской железной дороги было построено по планам известного архитектора Павла Щербачева в 1925 году. Управление находится в г. Самаре. Населенные пункты, которые находились близ железной дороги впервые получили электроэнергию от линий, питающие тяговые подстанции.
За 2010 год Куйбышевская магистраль перевезла более 62 млн. тонн грузов. Кроме нефти и продуктов ее переработки, на Куйбышевской железной дороге отгружается свыше 30 номенклатурных групп грузов.
Дорога награждена орденом Ленина в 1971 году. До 1994 года в состав Куйбышевской железной дороги входило Сенновское отделение, включённое в состав Саратовского отделения Приволжской железной дороги.
В состав дороги входят локомотивные депо Моршанска, Ульяновска, Бугульмы, Кинели, Октябрьска, Самары, Сызрани, Пензы, Дёмы.